Инклюзия — интеграция каждого ребенка в образовательный процесс посредством образовательной программы, соответствующей его способностям.
Интеграция — термин, используемый для описания образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями в школах в целом.
Система присоединения включает в себя средние, профессиональные и высшие учебные заведения. Ее цель — создать условия для обучения и подготовки людей с ограниченными возможностями.
Ребенок-инвалид — это ребенок с физическими и/или психическими недостатками, которые ограничивают его жизнь вследствие врожденного, наследственного или приобретенного заболевания или последствий. Статус «ребенка-инвалида» определяется ПМПК.
Ребенок-инвалид — это ребенок (до 18 лет), жизнедеятельность которого существенно ограничена вследствие физического, психического, сенсорного или психиатрического расстройства.
Дети с ограниченными возможностями, способные к интеграции:
AOP 2: слабослышащие и слабослышащие с задержкой,
AOP 4: учащиеся с нарушениями зрения,
ООП 5: учащиеся с тяжелыми нарушениями речи и языка (SLD)
ООП 6: учащиеся с двигательными нарушениями (НОДА),
Aoop 7: студенты с задержкой психического развития (ЗПР),
Aoop 8: учащиеся с расстройством аутистического спектра (AIA).
ОУ — образовательная организация,
ФГОС НОО — Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
ФГОС НОО ОВЗ — Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
ФГОС ОУ/О — Федеральный государственный образовательный стандарт образования при психических расстройствах, ФГОС ОУ/О — Федеральный государственный образовательный стандарт образования при психических расстройствах,
ПМПК Психологический медико-психологический комитет,
ПМПК «Психологическая экспертиза» — Психологический консилиум,
ООП ЛО — Основная образовательная программа начального общего образования,
АОП — адаптированная основная общеобразовательная программа,
АООП — примерная адаптированная основная общеобразовательная программа,
АООП — примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования,
СИПР — специальные индивидуальные программы развития,
IPRA_Индивидуальные программы реабилитации и реинтеграции людей с ограниченными возможностями.
Восстановление людей с ограниченными возможностями — полное или частичное восстановление способности к системной и процессуальной деятельности.
Восстановление людей с ограниченными возможностями — системы и процессы, формирующие способность к деятельности, отсутствующей у людей с ограниченными возможностями.
Реабилитация — процесс, направленный на помощь людям в приобретении или развитии навыков и функций, которые еще не сформированы; цель реабилитации — восстановление функций, утраченных в результате травмы или болезни.
Здесь рады всем: что такое интеграция и почему она необходима для образования и бизнеса
Мы повсюду слышим об интеграции, интеграции в образовании, бизнесе и обществе в целом. Что это такое, зачем она нужна и какие примеры есть в принципах инклюзии в России — в статье Forbes Life реализовано
Когда мы слышим слово «интеграция», то сразу представляем себе пандус для детей с ограниченными возможностями, класс для кафе, где работают люди с синдромом Дауна. На самом деле в российском обществе и сознании люди с ограниченными возможностями чаще всего подвергаются сегрегации со стороны большинства граждан. Наши дома и улицы не приспособлены для людей с ограниченными возможностями. Для людей с ограниченными возможностями они, кажется, существуют только в социальной рекламе. Интеграция пытается это изменить.
Интеграция (от inclusion — включение) — это процесс включения людей с физическими и психическими недостатками в полноценную социальную жизнь, а также разработка и принятие специальных решений для этой цели. Называя это средой, школой или неисключающим пространством, мы подразумеваем, что все люди имеют одинаковый доступ и могут принадлежать к ней.
С точки зрения исключающего общества, инвалидность — это социальная проблема, а понятие «инвалид» возникает, когда люди с ограниченными возможностями сталкиваются с тем, что они не могут что-то сделать из-за ограничений окружающей среды. В неисключающем обществе необходимо изменять среду, а не человека. Поэтому интеграция становится концепцией, которая охватывает не только инфраструктуру, но и образование, рабочие места и общественные пространства без исключения.
На каких принципах строится неисключающее общество?
По данным ВОЗ, около 1 миллиарда человек в мире (или 15 % населения планеты) имеют инвалидность, из них более 100 миллионов — дети. Права людей с ограниченными возможностями защищает Договор о правах инвалидов, принятый ООН в 2006 году и ратифицированный Россией в 2008 году. Согласно этому документу, страны, подписавшие его, должны обеспечить равенство, доступность окружающей среды , возможности получения образования и работы, участие в культурной жизни людей с инвалидностью, а также личную мобильность.
Некоторые из основных принципов договора можно сформулировать следующим образом.
В сентябре 2015 года ООН приняла новую повестку дня в области устойчивого развития, включающую 17 целей, которые должны быть достигнуты к 2030 году. Все они направлены на обеспечение равенства возможностей и могут быть учтены без исключения. Семь из них напрямую касаются людей с ограниченными возможностями, например, всеобщий доступ к медицине и образованию. Таким образом, в документах и планах общественных организаций создание среды и общества без отчуждения, похоже, стоит на первом месте.
Реальность же остается далекой от декларируемых принципов и интеграции. Сегодня в России насчитывается более 1, 1,7 миллиона людей с инвалидностью, в том числе 700 000 детей. В 2020 году более половины людей с инвалидностью, принявших участие в опросе, готовы и хотят вести активный образ жизни. При этом только 9,6% многоквартирных домов, в которых проживают люди с инвалидностью, оборудованы лифтами или подъемниками, приспособленными для инвалидных колясок, что характеризует хотя бы частичный доступ. А 22,8 % российских городских автобусов будут оборудованы для маломобильных пассажиров в 2020 году. (Статья 3.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», прямо противоречащая статье 3.1 «Недопустимые нарушения жизнедеятельности»).
По словам Анны Скоробогатовой, исполнительного директора благотворительных фондов «Абсолют-Помощь» и «Свет», в подходе к исключению есть препятствия, которые можно решить за счет привлечения ресурсов В некоторых случаях могут потребоваться индивидуальные материалы, специальные учебные устройства. Кроме того, не всегда ребенок может прийти в школу».
Однако подготовка к социальной интеграции также важна. До сих пор существует множество стереотипов в отношении людей с ограниченными возможностями. Это мешает созданию нормальных партнерских отношений между родителями, учениками и учителями», — говорит Анна. Описывая свой собственный опыт общения с родителями в детских садах и школах, она объясняет, что поведение и отношение родителей зависит в первую очередь от поведения учителя или учителей. Была ситуация, когда мой сын Русс был изгнан из коллектива, потому что воспитателям нужен был послушный ребенок», — рассказывает Сколобогатова.
Как происходит интеграция на рабочем месте
Сегодня в России менее трети людей с ограниченными возможностями здоровья работают (более миллиона из 4,5 миллиона). Права инвалидов в России отстаиваются в основном перед взрослыми», — говорит Мария Грекова, основатель „Лаборатории простых вещей“. — В системе дошкольного и школьного образования есть специалисты, которые могут их хоть как-то направить, но как только человек с инвалидностью вырастает, они ему уже не нужны. Специальной профориентации как таковой не существует. Существуют специализированные школы, которые признаются не всеми, но даже после них мало что помогает в трудоустройстве. Те, кого не направляют в университет, просто сидят дома, и никто не следит за их социальным статусом и общим состоянием.
В то же время российское законодательство, как представляется, стремится к инклюзивности и защите права на труд людей с инвалидностью. Трудовой кодекс и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривают, что организации обязаны обеспечивать персонал специальные условия труда для инвалидов, повышение квалификации, квотирование рабочих мест для инвалидов и минимальное количество специальных рабочих мест. Для компаний с численностью более 100 человек доля инвалидов должна составлять от 2 до 4 % от среднесписочной численности работников, для компаний с численностью от 35 до 100 человек — не более 3 %.
На практике компании часто либо платят небольшой штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей за отсутствие должности, либо нанимают сотрудников просто для галочки, не задумываясь об инклюзии и мероприятиях по их включению в рабочее место или коллектив. Это так. Однако даже если организация хочет нанимать работников с инвалидностью, она сталкивается с рядом трудностей. Интеграция работника с инвалидностью в работу требует определенных, довольно длительных шагов, таких как поддержка, подбор работы и составление рабочего графика». Конечно, всем этим обычно не занимаются работодатели, и даже компании с большими амбициями часто не понимают, что нужно сделать, кто и как может им в этом помочь», — объясняет Грекова. объясняет она.
В то же время инклюзивный подбор персонала приносит компаниям существенные выгоды, помимо моральных бонусов. Согласно исследованию консалтинговой компании McKinsey, компании с инклюзивной политикой улучшают свои показатели на 35 %. Вера Соломатина, директор по персоналу SAP в Италии и Греции, говорит, что в компании уже три года действует комплексная программа подбора персонала, а самым эффективным способом, по ее мнению, является программа стажировок. Благодаря ей и профессиональной финансовой поддержке стажеры-инвалиды через полгода могут перейти на постоянную работу или к обученному коллеге или партнеру.
Маса Грекова, основательница «Инклюзивной мастерской», заявила, что, по ее мнению, отношение общества к людям с инвалидностью меняется: «На самом деле это гораздо важнее государственных мер и может сильно повлиять на стабилизацию ситуации с трудоустройством. Конечно, без них мы не можем полноценно развивать свою деятельность, потому что вопрос всегда сводится к срокам обучения, назначениям и обеспечению регулярных выплат инвалидам».