В первую очередь рекомендуется обратиться с жалобой к администратору страховой компании. Во многих случаях администрация может решить вопрос самостоятельно (например, в случае с отдельным нерадивым сотрудником). Если администрация не решила вопрос в течение 14 дней с момента подачи жалобы, заявитель имеет право обратиться в вышестоящую инстанцию.
Жалобы на Рами
РАМИ — Ассоциация автостраховщиков России — является некоммерческим объединением страховых организаций.
Рами не имеет права вмешиваться в дела по ОСАГО, но может напрямую влиять на страховщиков, штрафовать их или исключать из объединения автостраховщиков.
Рекомендуем вам обращаться в эту организацию со следующей претензией.
Обращение в Роспотребнадзор
Роспотребнадзор — это надзорная инстанция по защите прав потребителей. В эту организацию можно обратиться со следующими жалобами.
Поданное заявление регистрируется в течение 3 дней, на проверку и принятие решения отводится 30-60 дней. Для скорейшего принятия решения заявление должно быть подано в филиал, предоставляющий услугу страховому агентству.
Агентам следует обратить внимание на то, что разница между потребителями страховых услуг и страховыми компаниями, т.е. между коммерческими организациями (посредниками) и страховыми компаниями, не учитывается субъектом.
Относится к ФАС
ФАС — Федеральная антимонопольная организация — занимается расследованием вопросов, связанных с законодательством. 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Заявитель имеет право подать в этот орган жалобу на навязывание дополнительных услуг при расторжении договора ОСАГО. В принципе, это является злоупотреблением страховой компанией своим положением.
Если ситуация подтвердится, ФАС имеет право наказать страховую организацию штрафом.
Жалобы в прокуратуру
Прокуратура — это система институтов, регулирующих соблюдение законов, прав человека, свобод и других определенных законом функций.
В прокуратуру могут быть направлены жалобы на нарушение прав. Однако, как правило, обращение в этот орган происходит, когда служба, расследовавшая жалобу, регулирует деятельность остальных служб, не расследуя и не разрешая жалобу.
Действия, которые необходимо предпринять при подаче жалобы
Чтобы направить жалобу на рассмотрение в компетентный орган, она должна быть составлена и сопровождаться необходимой документацией.
Требования к подаче жалобы
Независимо от того, в какой орган подается жалоба, важно, чтобы были соблюдены общие требования к ее аннуитету.
Как подать заявление.
При личном обращении в любой из вышеперечисленных органов при себе необходимо иметь следующие документы: паспорт, полис ОСАГО, документы, подтверждающие нарушение прав, и бланк заявления, ранее отправленный вместе с самой жалобой. Заявление может быть подано разными способами в зависимости от конкретного случая. Так, например:
В чем обвинять страховую компанию?
Если вы столкнулись с противоправным поведением страховщика, вы имеете право сообщить об этом в различные контролирующие органы.
Каких последствий стоит ожидать после подачи жалобы на страховую компанию?
Обобщая практику, можно сказать, что в большинстве случаев жалоба на страховую компанию позволяет решить этот вопрос очень быстро. Однако для положительного исхода дела жалобу следует составлять с учетом всех претензий.
Как составить жалобу на страховую компанию?
Как и для других официальных претензий, для жалоб на российские страховые компании не существует единого образца. Хотя каждая жалоба составляется индивидуально, исходя из характера спора, существует ряд требований к оформлению документа. Так, ваша претензия к страховой компании обязательно должна содержать следующую информацию.
Обратите внимание! Подача жалобы на страховую компанию может быть самостоятельной, но если она сложная или противоречивая, рекомендуется обратиться за помощью к профессионалам.
Последнее обновление: 17. 08. 2025
Кому жаловаться на автостраховые компании?
Российский страховой рынок регулируется Центральным банком, который является не единственным надзорным органом, рассматривающим жалобы на автостраховые компании. В этом случае стоит подать жалобу в случае возникновения спорных ситуаций со страховщиком.
Судя по многочисленным отзывам о страховых компаниях, становится ясно, что в некоторых случаях российские автовладельцы не знают, куда именно жаловаться на нарушение своих законных прав. Причем это касается не только обязательного «автострахования», но и добровольного страхования транспорта.
Как правило, большинство гневных отзывов страхователей заканчивается обещанием подать в суд, что в итоге оборачивается дополнительными финансовыми затратами, а также тратой нервов и времени. Поэтому целесообразно подумать, кому сообщить о виновном страховщике, чтобы по возможности избежать судебного разбирательства.
Монополия
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) — еще один государственный орган, отвечающий за контроль отечественных страховых компаний. Ее региональные управления регулярно накладывают штрафы на автостраховщиков за возможные нарушения антимонопольного законодательства. Например, за незаконную деятельность в сфере обязательного страхования, в том числе ОСАГО. Типичным примером деятельности вышеуказанных органов является статус навязывания дополнительных услуг при продаже «автогражданки». В новостных лентах страховых сайтов все чаще появляются описания серьезных штрафных санкций в отношении страховых компаний. Компании, уличенные в принудительном страховании жизни или продаже диагностических карт сверх полиса ОСАГО, вынуждены платить значительные штрафы.
Однако, как правило, страховщики добровольно не соглашаются платить штрафы и пытаются обжаловать решение ФАС в суде. Однако для страховщиков такие судебные разбирательства часто оборачиваются убытками и дополнительными судебными издержками. Поэтому ожидается, что рано или поздно отечественным страховщикам станет выгоднее предоставлять качественные услуги, чем платить штрафы и другие сопутствующие расходы.
Таким образом, все вышесказанное говорит о том, что о любых проблемах, связанных с приобретением или продлением полиса ОСАГО, следует сообщать в СЭО. Антимонопольные службы также могут помочь, если услуги страховой компании навязываются при оформлении автокредита.
Однако следует помнить, что доказательства нарушения закона нужно собирать заранее, так как вряд ли автовладелец поверит на слово.
Две груди
По закону страховые компании, имеющие лицензию на автострахование, объединены в профессиональную ассоциацию — Российский союз автостраховщиков (РСА). Эта некоммерческая организация призвана контролировать деятельность своих членов и способствовать исполнению закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Однако на практике ситуация оказывается несколько сложнее. Да, сегодня «Рами» осуществляет выплаты компаниям с отозванными лицензиями. Это, несомненно, облегчает жизнь автовладельцам. Однако не стоит забывать, что в бюро этой организации работают руководители крупнейших национальных автостраховщиков. Это говорит о том, что страховщики расследуют жалобы на них. Да, это довольно грубое сравнение, но такое утверждение бессмысленно.
Похожая ситуация и с другим эффективным объединением отечественных страховых компаний. В «Общероссийское страховое объединение» (ООС) входят крупнейшие российские компании. Возникает интересный вопрос: насколько объективно вышеупомянутые организации рассматривают жалобы страхователей? Конечно, РСА и ВСС принимают и расследуют жалобы на возмущенных водителей, но у них нет эффективных инструментов воздействия на ответственных лиц страховых компаний. Как показывает практика, жалобы в государственные органы гораздо эффективнее письменных обращений в профессиональные объединения страховых компаний.
Товар или услуга?
Страховые полисы больше похожи на услуги. В любом случае владелец транспортного средства, на которое приобретается страховка, является потребителем, а значит, вправе рассчитывать на помощь Роспотребнадзора в случае разногласий со страховой компанией. Организация неоднократно выступала в защиту прав граждан, в том числе при навязывании дополнительной страховки при покупке ОСАГО. Стоит отметить, что в конце января Министерство финансов России опубликовало информацию о порядке подачи жалоб на отказ в продаже «автогражданки» или навязывание дополнительных услуг. Документ рекомендует страхователю подавать жалобу на страховщика только в Центральный банк РФ. Однако у автовладельца остается право обратиться в Роспотребнадзор.