Каждый новый день приносит нам новые вызовы и новые ситуации, некоторые из которых ставят в тупик даже тех, кто видел их раньше. Чтобы не обернуть ситуацию против себя и даже извлечь из нее максимум пользы, нужно принимать очень эффективные решения. Проблема в том, что каждая ситуация уникальна, и универсального рецепта для ее решения не существует. Однако, к счастью, существуют объективные принципы и закономерности, использование и сочетание которых позволяет найти наиболее эффективную поведенческую модель, адекватно реагирующую на ситуацию. Как сказал Адриан Гельвеций, «знание некоторых принципов может легко компенсировать незнание некоторых фактов». Именно эти принципы и стандарты обобщены и систематизированы в данной публикации. Они были выкованы в самой горячей кузнице мировой истории — крупных военных конфликтах. Только в реальных войнах, где требования к разрешению новых ситуаций достигают предельных значений, а цена ошибки — не потеря денег, а гибель людей, возникли наиболее успешные модели поведения.
Оглавление
Чтобы вступить в бой с противником и победить, необходимо знать, как должна быть организована ваша армия в бою. Это цель каждой армии и смысл усилий, затраченных на обучение.
Никколо Макиавелли.
Армии должны быть готовы как к полевым, так и внезапным атакам.
Никколо Макиавелли.
Тот, кто больше заботится об армии и ее подготовке, будет меньше подвергаться опасности во время боя.
Тиберий Август Флавий Маврикий.
Его войска должны вводиться в бой на глазах у противника, что дает им большую свободу действий.
Тиберий Август Флавий Маврикий.
Слабые места армии должны быть прикрыты, чтобы не давать врагу надежды и прикрывать раны на теле.
Гай Юлий Цезарь.
Армия должна понимать своего вождя.
Александр Васильевич Суворов.
Численность войск в решающий момент зависит от абсолютной численности армии и используемой техники.
Карл фон Кросовиц.
Армия организована таким образом, что некоторые боевые группы сведены в секции, последние неизбежно являются членами модулей высшего класса и т. д. Бои каждого из этих членов представляют собой более или менее отрезанные части.
Карл фон Кросовиц.
Как только возникает затруднение и это становится необходимым армии чрезвычайного напряжения, та перестает быть сама собой как известная машина — напротив, сама машина начинает оказывать сопротивление, и для его преодоления требуется большая воля со стороны вождя. Это сопротивление следует понимать не как немедленное неповиновение или возражение, хотя в некоторых случаях оно имеет место, а как общее впечатление снижения физических и моральных сил.
Карл фон Кросовиц.
Стратегические комбинации должны последовательно перебрасывать главные силы в решающие пункты театра военных действий и, по возможности, против неприятельских коммуникаций, не подвергая опасности свои собственные коммуникации.
Александр Генрихович Жомини.
Армия ограничивается пределами обороны только в результате неудач или явного превосходства противника. В последнем случае, прикрываясь фортами и естественными или искусственными препятствиями, она стремится восстановить баланс вероятностей, умножая препятствия на пути противника.
Александр Генрихович Жомини.
Изучив условия мобилизации и сосредоточения своих и неприятельских сил, мы можем быть достаточно уверены, возможно ли нападение с нашей стороны или следует временно обороняться.
Николай Петрович Микневич.
Отряды должны быть организованы таким образом, чтобы они были полезным инструментом в руках руководства.
Николай Петрович Микневич.
Идея наполеоновской кампании заключалась в том, чтобы обратить внимание на армию противника и не только атаковать ее заранее, но и приложить все усилия, чтобы по возможности уничтожить ее.
Ганс Готлиб Дельбрюк.
В большинстве случаев решающим оказывается только одно очко, поскольку силы противников относительно равны и только один из них способен собрать превосходящие силы.
Карл Льюис в Австрии.
Армия удерживает уже занятые стратегические пункты и ограничивается передвижением только между ними, действуя строго оборонительно.
Карл Льюис в Австрии.
Несомненно, менталитет армии базируется на экономическом фундаменте.
Александр Светин.
Вооруженные силы государств могут быть небольшими, но хорошо оснащенными и обученными, а могут быть большими, но уступать по качеству первым.
Александр Светин.
Чтобы вести современную войну против уступающих армий, нужно быть очень богатым государством.
Александр Светин.
Мобилизация всей армии должна быть суммой мобилизации всех ее частей и не должна представлять собой самодостаточного целого.
Александр Светин.
В соответствии со своими сильными сторонами армия способна выполнять задачи в течение длительного периода времени, в которых она может проявлять широкую инициативу. Другими словами, операции, порученные армии, ставят те же проблемы, что и операции, проводимые крупными, превосходящими по численности соединениями.
Рихард фон Кульман.
С чисто тактической точки зрения грамотная армия способна развить максимальную активность во всех своих действиях, проявить высочайший уровень тактического искусства и, в конечном счете, во всех своих операциях идеально контролировать темп всех событий в процессе войны.
Михаил Николаевич Тухачевский.
Умелые полководцы могут одолеть вражескую армию без боя, занять города без окружения и свергнуть царства без длительных операций в боевых условиях.
Сунь-цзы.
Бой с большой армией под вашим командованием ничем не отличается от боя с маленькой армией. Это просто вопрос установки знаков и сигналов.
Сунь-цзы.
Тщательно сравнивайте свои силы с силами противника, чтобы определить, где они избыточны, а где недостаточны.
Сунь-цзы.
В крупномасштабной стратегии, если у вас сильная армия и вы побеждаете силой, а у противника тоже сильная армия, битва будет ожесточенной.
Миямото Мусаси.
В крупномасштабной стратегии вы учитываете свои силы, наблюдаете за численностью противника и размещаете свои войска в бою, обращая внимание на детали поля боя.
Миямото Мусаси.
О тактике контратаки
Его задача — разгромить врага на поле боя и активно победить его. Это одно из самых сложных сражений из-за. 1) неопределенности нормальной обстановки и обилия случайностей — 2) высокого динамизма развития ситуации (требует особой квалификации управленческого персонала всех уровней, способного ориентироваться в быстро меняющихся условиях) — 3) первостепенной важности таких факторов, как время — успеть предотвратить рост, атаку и занятие противником намеченных рубежей необходимость — 4) борьба за занятие нормальных инициатив.
Уставные положения гласят, что для успешной контратаки необходимо 1) решительное решение начальника части, соединения или добытчика, а добытчику — немедленно и легко координировать действия подчиненных. Но решительного, решительного, четкого приказа и очень быстрой ориентировки в обстановке — 2) все действия зависят от решительности и быстроты — 3) не допустить противника в развитии пионеров и главных сил — 4) ввести высшие силы (главным образом артиллерию) перед противником, обычными техническими приемами и способами, применяемыми в других видах боя Упрощать приемы; 5) действовать агрессивно в сознании противника.
Наиболее важными факторами успеха контратаки являются: 1. предвидение противника при развитии; 2. способность предвидеть действия противника при контратаке; 3. способность предвидеть действия противника при контратаке. Развитию главных сил должны способствовать динамичные действия кавалерии на фланге противника и во фланге противника, а также занятие и сохранение позиционных позиций и наблюдений. 2. эффективные действия командования. Правильные решения должны приниматься не только правильно, но и как можно быстрее. Из всех видов современной войны контратаки потребовали наиболее подготовленных и независимых командиров низшего звена. Она также требовала больше таланта, чем другие виды боевых действий, больше, чем от старших командиров.
В правилах отмечается, что продвижение пехоты в контратаке обычно происходило до расстояния фактического ружейного огня, где пехота выдвигалась и занимала исходные позиции для атаки.
Артиллерия (предпочтительно) группируется на закрытых позициях, поддерживая перекрестный огонь. Огневые группы, т.е. комбинация артиллерийских средств в руках командира, могут выдвигать артиллерию на позиции ночью.
При сближении с противником в контратаке особое значение имеет продольный и поперечный огонь всех имеющихся огневых подразделений.
Русская армия одерживала победы в контратаках и сражениях любой сложности. Так, 4 августа 1914 года состоялось Столлепененское сражение между германским 1-м армейским корпусом и русским 3-м армейским корпусом. Начавшись с поражения русских, битва закончилась поражением немцев. Войска русского 20-го армейского корпуса разгромили разрозненные немецкие части в Бильдервигене и заняли шесть орудий, а части русской 40-й пехотной дивизии разгромили восемь батальонов немецкой 2-й пехотной дивизии и 10-й кавалерийский полк. В конце дня немецкий I корпус отступил.
7 августа 1914 года состоялось Гвиненское сражение. Правое крыло немецкого I корпуса начало беспорядочно отступать до 15:00, когда удалось справиться с деморализованными частями. Немецкий 17-й армейский корпус также потерпел поражение. Русский 3-й армейский корпус попал в огневой мешок. Противники понесли тяжелые потери под огнем русских, началась паника, и они отступили с поля боя. Немецкий источник сообщил. «Досадная сложность ситуации привела к тому, что высококвалифицированные войска честно показали, что потеряли выносливость в первой же встрече с врагом. Их тела серьезно пострадали. В пехоте потери составили 8 000 человек». (Список: сборник документов мировой империалистической войны на русском фронте (1914-1917 гг.). Операции в Восточной Пруссии. 15.) Как отмечал один из русских участников сражения, «…. . промежуточный корпус нашей армии, 3-й отдел генерала Есантина, был атакован знаменитым 17-м германским корпусом генерала Макензена, который был едва ли не лучшим во всей германской армии». Справедливости ради стоит отметить, что первые немецкие корпуса из Кенигсберга и 17-й Данцский считались лучшими в немецкой армии по своему героизму и военному образованию. В центре русские оборонялись и были вдвое слабее немцев. По мнению пехоты Мак-Кентцена
оказала решающее влияние на исход войны — такова была цена способности армии к попыткам окружения в начале Первой мировой войны.