Подборка наиболее важных документов (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое), касающихся требования оплаты счетов за отопление в нежилых помещениях в многоквартирных комплексах.
Судебная практика
Статьи, комментарии и ответы на вопросы
Статус: когда и в каком порядке производится перерасчет платы за коммунальные услуги? («Азбука права», электронный журнал, 2025 г.) При использовании способов оплаты коммунальных услуг по отоплению в отопительный сезон по каким-то причинам показания коллективного (общедомового) прибора учета оказываются меньше суммы его показаний. Если индивидуальные (квартирные) приборы учета установлены во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, то оплата за общие услуги отопления не производится, а количество тепловой энергии, оплаченное за следующий расчетный период, подлежит уменьшению. по этой отрицательной цене (п. 3(1), 3(3) приложения № 2 к Правилам — п. 3 N 23464-ОГ/04 письма Минстроя России от 26 июня 2019 г.).
Статья: Расчет коммунальных услуг при выходе из строя приборов учета (Сперанская Л.В.) ) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс 2025) Индивидуальные или общие (квартирные) нежилые помещения либо нежилые помещения коллективных жилых домов, оборудованные коллективными (общими) приборами учета тепловой энергии, оплачивающие коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям жилых помещений, у которых период работы прибора учета тепловой энергии составляет менее трех месяцев отопительного сезона. Жилая площадь определяется в соответствии с положениями соответствующих пп. 3 — 5 пункта 42(1) Правил N 354 (пункт 59(2) Правил N 354).
Нормативные акты
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2011 г. N 354 (ред. от 28.11.2023) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений коллективного жилищного фонда и жилых домов» (далее — Правила предоставления), предусматривающее установку в жилых или нежилых помещениях общедомовых (общих) приборов учета тепловой энергии, а также индивидуальных и не В (или в) многоквартирных жилых домах, в которых не установлены (или не установлены) общие (квартирные) приборы учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с учетом следующих факторов
Справочная информация: «Стат. календарь на I квартал 2025 г. (г. Москва)» (документ подготовлен экспертами КонсультантПлюс) В Москве рассчитаны среднемесячные объемы потребления тепловой энергии на отопление для целей единовременной оплаты услуг централизованного теплоснабжения в течение календарного года, порядок проведения корректировки размера платы и разъяснены условия. Коммунальная услуга по отоплению указывается в порядке определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы.
Споры по оплате счетов за отопление для помещений МФБ без радиаторов
27 апреля Конституционный суд РФ вынес отрицательное решение. Постановлением 16-П он проверил конституционность положений, регулирующих оплату услуг отопления, предоставляемых жителям коллективных жилых домов (далее — МКД) на общие нужды.
В то же время он назвал соответствующими Конституции правила оплаты этой коммунальной услуги, предоставляемой на общие нужды жильцами жилья, связанного с центральной сетью теплоснабжения.
МФД Переход жителей на автономные системы отопления обусловлен рядом преимуществ обусловленных снижением потребления и уменьшением затрат за счет оплаты потребляемой энергии, возможностью самостоятельно регулировать продолжительность отопительного периода и длительность температурного режима теплоносителя. -В межсезонные периоды наличие горячего водоснабжения в постоянном режиме снижает вероятность гидравлических ударов.
Помимо очевидных преимуществ, существует и существенный недостаток в виде возможности перерасчета платежей за коммунальные услуги по отоплению, что не всегда возможно с помощью поставщика системы отопления и ресурсоснабжающих организаций (управляющих компаний).
Анализ судебной практики (см. например, Судебное определение СК по Хабобовскому судебному участку от 24 февраля 2016 г. Кемерово от 8 мая 2019 г. (вступило в силу 16 августа 2019 г.)) , Судебное решение по судебному спору Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2019 г. № 2020 23 №.
Первый — МФБС, в которых квартиры и нежилые помещения оборудованы индивидуальным (автономным) отоплением, а места общего пользования отапливаются от центральной системы теплоснабжения.
В этих ситуациях помещения фактически не отапливаются или отапливаются за счет индивидуального (автономного) отопления, но с собственника (пользователя) также взимается плата за общедомовые нужды, включая оплату тепловой энергии.
Техническая сеть является составной частью здания (тепловой сети) и относится к общей долевой собственности в соответствии со статьей 290 (один строительный объект с общей совместной собственностью. 1 ст. 36 ЗК РФ) и принадлежит собственнику объекта строительства на праве общей совместной собственности.
Стоимость теплоснабжения включает в себя относительные тепловые потери и стоимость передачи тепла по движущимся трубопроводам системы теплоснабжения здания, как в конкретных домах, так и в общественных местах.
Передача тепловой энергии сопряжена с потерями технического характера. Эти потери возникают при передаче тепловой энергии потребителю и поэтому не являются независимыми от продажи. На основании Методических указаний по расчету регулируемых счетов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, № 20-Э/2 решение Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года, расходы на оплату тепловой энергии, затраченной на тепловые сети (изоляция трубопроводов и тепловой энергии, затраченной на компенсацию потерь тепловой энергии в связи с потерей тепла оператора), относятся на оплату услуг по передаче тепловой энергии по тепловым сетям.
Если система центрального отопления здания относится к общей собственности и услуги теплоснабжения предоставляются как для личного потребления, так и для общих нужд потребления, то отказ от индивидуального (поквартирного) потребления не препятствует потреблению услуг теплоснабжения на нужды собственника здания.
С учетом действующих норм и правил оплата тепловой энергии и коммунальных услуг в соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ включена в оплату коммунальных услуг. Однако, несмотря на выводы ИПК, платежи собственников, которые на законных основаниях демонтировали свои системы отопления, были разделены без разделения на платежи и платежи за помещения в домах, не оборудованных индивидуальными или общими приборами учета тепловой энергии. Общие нужды по-прежнему несовместимы с принципом равенства, установленным ч. 1 ст. 19 Конституции, что несовместимо с принципом равенства, установленным ч. 1 ст. 19-1 Конституции, должно быть решено на законодательном уровне.
Второй тип рассматриваемого гражданского права характеризуется отсутствием централизованных систем установки и (или) потребления тепловой энергии в помещениях и полях общего пользования МФС. В этом случае отопление осуществляется полностью за счет автономных систем.
Как правило, переход жильцов на отопление помещений, подключенных к центральной сети МФБ, с использованием индивидуальных квартирных источников тепла осуществляется с согласия местного органа власти и в соответствии с нормативными требованиями к процессу переоборудования квартирных систем отопления. В данном случае очевидно, что арендатор вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор теплоснабжения, что допускается статьей 546 Гражданского кодекса. При указанных обстоятельствах Конституционный суд обоснованно пришел к выводу, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354, являются основанием для расторжения договора теплоснабжения в одностороннем порядке. 354 Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года, и вид расчета Приложения №. Две из этих норм обусловлены тем, что переход жильцов квартир на автономное электроотопление зависит от права
Как снизить плату за отопление для собственников нежилых помещений?
Ко мне обратился предприниматель, владеющий нежилым помещением в многоквартирном доме. Договор, который он заключил с управляющей организацией, предусматривает потребление определенного количества тепловой энергии на нужды отопления. Кроме того, он основан на потреблении только в семимесячный отопительный период с октября по апрель.
В 2016 году в Москве платежи за отопление утверждались равномерно в течение всего года. Управляющая организация — ГБУ «Жилищник района Люблино» — вместо того, чтобы рассчитывать годовое потребление в соответствии с договором, стала начислять ежемесячное потребление в течение года, а не определять новое ежемесячное потребление. И без того высокий счет за отопление стал еще больше, и это стало последней каплей, которая заставила предпринимателя обратиться к юристу.
Была поставлена задача снизить сумму за отопление. Я предложил начислять дополнительный штраф — половину от высокой суммы.
Поскольку в здании установлен общий теплосчетчик, я сначала запросил у управляющей организации информацию о ежемесячном потреблении тепла за последние три года. Согласно пп. ‘P’p.
После получения необходимой информации я рассчитал правильные ставки и суммы для ежегодного перерасчета на 2018-2019 годы, используя тип, утвержденный правилом № 354. 354.
После сравнения полученных сумм с суммами, указанными жилищной организацией в акте сверки, выяснилось, что жилищная организация завысила отопление в 3,5-4 раза.
Поскольку все суммы, выставленные управляющей организацией, уже были оплачены предпринимателем, я направил в жилищную организацию предварительное решение с требованием вернуть дорогостоящие суммы и выплатить штраф в размере 50 % от большей суммы. Жилищная организация ответила, что все начисления были произведены в соответствии с законом.
Тогда я подготовил и подал иск в Арбитражный суд Москвы с требованием взыскать неосновательное обогащение и штраф. Выплата штрафов управляющей организацией предусмотрена ч. 6 ст. 6 Правил (ЕК) №. 6 статьи 157 Жилищного кодекса, Правилами № 155(2) 354, в интересах Российской Федерации и пунктами 155(1) и 155(2).
В суде ответчик ссылался на объем потребления коммунальных услуг, установленный Конвенцией. Однако этот объем не подлежит применению. Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 3 своего постановления от 3 марта 2014 г. N 16 «О свободе договора и ее ограничениях», законом, иными правовыми актами или договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки)), если абонентом не согласовано Российской Федерации на фактически принятое количество энергии. Если оплата за единицу ресурса корректируется, то вышеуказанные правила могут быть истолкованы следующим образом Допускается определение по соглашению сторон различного количества энергии, оплачиваемого абонентом (потребителем, покупателем). Определение количества фактически полученной энергии в соответствии с данными измерений и законом или иными правовыми актами не представляется возможным. Также не предусмотрен порядок определения этого количества при отсутствии данных измерений.
В результате суд взыскал с управляющей организации 232 000 рублей, которые были излишне начислены за отопление, и штраф в размере 116 000 рублей. Площадь помещения предпринимателя составляет 146 кв. м.
Даже если в доме нет общедомового прибора учета, высота бортика отопления может быть уменьшена, что определяется договором. В этом случае расчеты должны производиться в соответствии с установленными нормами потребления.
Стоит отметить, что принятое в апреле 2020 года постановление Правительства РФ о приостановке накопления штрафов за жилищно-коммунальные услуги не является препятствием для их взыскания, так как не распространяется на штрафы необоснованных управляющих компаний.
Полезная статья? Поделитесь ею в своих социальных сетях!
Нужна юридическая подписка? +7 (985) 477-69-70 < PAN> В итоге суд взыскал с управляющей организации 232 000 рублей завышенной платы за отопление и 116 000 рублей штрафов. Площадь помещения предпринимателя составляет 146 кв. м.